Летний дождь
Как Буба королю маршрут изменил
ГУАТАВИТА
Зебра с белыми рыбками, или Бобо в ставке Гитлера
Тузик и народ
Фольклор
Мой прадед Соломон
Мой дядя Надыр
Родительский день
Телескоп
Тыко Вылка
Шебеке
Мурад ИБРАГИМБЕКОВ
Фольклор
Я по жизни никогда ничего
против фольклора не говорил, в принципе.
Фольклор фольклору рознь. Взять к примеру этих, в Англии, которые ходят
в юбках и играют на таких пузырях с трубками. Я пару раз по телевизору видел,
и если сказать по правде, мне не понравилось. Звуки мерзкие. Но зато сразу
понятно, фольклор. Кому-то он, может, и по душе. Опять же у детей расширяется
кругозор и ещё, говорят, инстинкт самосохранения обостряется.
Иногда без этого, вообще, бывает не обойтись. На каком-то торжественном
мероприятии, как дань традициям, чтобы придать особую значимость событию,
фольклор бывает просто необходим.
Хочу добавить, что я абсолютно не националист, и фольклор любого народа
готов, с полной ответственностью за свои слова, всячески уважать. Никому
никакого вреда от такого фольклора быть не может, одна польза, а для некоторых
даже удовольствие. Люди разные бывают.
Но, как я уже упоминал, фольклоры разные бывают.
Когда, в тот день, этого мужика ко мне привели, я сразу должен был понять,
что с ним дела иметь не нужно, вообще. Причём без разговоров. Бывает так
в жизни, ещё с человеком толком не побеседовал, не расспросил о родителях,
друзьях, о том, чем занимался, где учился, на кого, а уже ясно, надо от
него держаться подальше.
По одежде можно было понять, что за птица. Одет вроде как военный, но не
современный, а как в гражданскую войну, так их в кино изображают. Я его
даже спросил: “Ты что, актёр?!” А он мне говорит: “Я казак”. Я говорю: “Слушай,
а я с Кавказа, я что, по-твоему, должен в белой черкеске и каракулевой папахе
ходить?”
И тогда он мне выдал про фольклор. Что, мол, народные традиции и фольклор
требуют трепетного и бережного к себе отношения. Особенно фольклор, потому
что за последнее время он стал совсем хрупкий, зачах, можно сказать. Я спорить
не стал, но подумал, может их и надо сохранять, то есть, конечно, надо,
даже необходимо, но зачем же по улицам в таком виде разгуливать? Китель,
бриджи, портупея, фуражка, ордена. Я про ордена тоже поинтересовался. Говорю,
мол, такой молодой, а уже столько наград. А он мне говорит? “Не мои. Это
за первую мировую, - говорит, - одного дальнего родственника”. Наверное,
мне образованности не хватает, чтобы во всём таком разбираться, но я очень
удивился, впервые вижу, чтобы человек добровольно признавался, что чужие
награды носит. А он опять про фольклор. Мол, фольклор такая важная и необходимая
вещь, что можно даже чужие ордена на себя надевать.
И я в него поверил, хотя ясно должно было быть, что дело с таким заваривать
не следует.
Он мне даже подарил очень красивую открытку с репродукцией картины Репина
“Казаки пишут письмо турецкому султану”, как-то так она называется. Я эту
картину до этого пару раз видел, но не знал, что они пишут в Турцию, и не
знал про письмо. Думал, так просто собрались. Казак сказал, что для него
эта картина, как семейная реликвия. Фамильный портрет, можно сказать, потому
что тот чернявый с усами, который сидит слева с шашкой и поднятыми пальцами
- его прямой родственник, по материнской линии. Пра-пра-прадедушка или пра-пра,
не важно.
Хотя сама репродукция была не больших размеров, а людей в группе было не
мало и сидел тот парень в пол-оборота, но я очень внимательно его рассмотрел
и сходство заметил. Сходство определённо имело место.
Мне это понравилось, человек не должен своих предков забывать, я считаю,
что у человека должно быть много родственников и ещё больше предков. Всё-таки,
я по натуре своей, человек очень внушаемый, что угодно мне можно внушить.
С фольклором та же история вышла. Я решил, что если тот казак так хорошо
в таких умных вещах, как фольклор, разбирается, то значит человек он серьёзный,
и с ним можно дела делать. И мысли не допускал, чтобы обмануть его или ещё
чего. Позвал обедать в ресторан, заказал полный стол. Посидели, поговорили.
Денег ему дал, одежду купить неприметную. Фольклорный костюм, он, конечно,
нарядный, но на дело в нём идти не стоит, слишком внимание привлекает, и
в будущем может помочь свидетелям на опознании. Одним словом, никаких разногласий.
Под конец я его прямо спросил: “Справишься?”, он ответил: “Да”.
Он уверенно сказал: “Да”, - и принялся мне рассказывать, что они, казаки,
всегда были бесстрашны в схватках с врагами, чему есть много подтверждений
как в фольклоре, так и в классической литературе. Он даже сказал в какой.
Сейчас уже не помню. То ли у Лермонтова, то ли у Толстого. По памяти цитировал,
близко к тексту, очень интересно написано про то, как казаки поубивали чечен
и меняли трупы.
Я сразу предупредил, что заказанный абсолютно не чечен. Ни капельки. Честно
предупредил, чтобы он, казак, на этот счёт не обольщался. А казак сказал,
что это его не смущает, и он вовсе не шовинист, чтобы из-за нации какие-то
различия между людьми делать. Это мне в нём очень понравилось, я себе тоже
искренне считаю интернационалистом, я уже это говорил.
Многие наивные люди думают, что человека убивают, когда он должен деньги.
Это не так. Чем больше человек должен, тем меньше шансов, что его замочат.
А если он к тому же должен многим, тогда он вообще в полной безопасности.
Человека убивают, когда ему должны. А если ему должны многие, то и вероятность
убийства многократно увеличивается.
В данном случае должен был я. И пусть с моральной точки зрения это не очень
хорошо, но после долгих, в чём-то мучительных размышлений, я решил вопрос
с долгом радикально закрыть. Я вообще всё делаю радикально, в смысле обстоятельно.
Взять, к примеру, ту же еду, о которой мы очень подробно побеседовали с
казаком. Я, когда обедаю, даже телевизор не смотрю, чтобы не отвлекаться,
и к телефону не подхожу, человека нельзя отвлекать во время еды. Это моё
твёрдое убеждение. Что говорить о выстрелах? Но дело есть дело. После долгих
раздумий мы с казаком остановились на оптимальном варианте. Оптимален он
был тем, что, во-первых, был достаточно прост для исполнителя, а второе
- предоставлял мне неопровержимое алиби. Неопровержимое в том смысле, что
никакой нормальный человек себе такого алиби никогда не придумает.
Мой кредитор давно настаивал на том, чтобы обсудить сроки возвращения долга,
разумеется, я не горел желанием конкретизировать время погашений моей задолженности,
но он настаивал, причём с каждым разом всё настойчивее и я бы даже сказал
непристойнее. Мы решили поговорить за ужином. Я пригласил кредитора в ресторан.
Казак должен был прийти в ресторан пораньше и уйти через десять минут после
нашего появления. Десять минут ему нужны были для того, чтобы хорошо запомнить
клиента. Вернуться казак должен был часа через полтора, в определённое,
точно оговоренное время. Именно за две минуты до этого я должен был отойти
в туалет. Выйти из туалета я собирался сразу после выстрелов, чтобы опознать
тело и заплатить по счёту за ужин, если это будет необходимо в столь экстремальных
обстоятельствах.
Мы сверили с казаком часы, чтобы ничто не помешало столь тщательно продуманному
плану.
Вначале всё шло как по маслу...
Таких изумительных рёбрышек я давно не ел, во рту таяли. А помимо рёбрышек
я заказал осетрины, немного цыплят, бакинской икры, в общем всё, что только
можно пожелать. Не стол, а произведение искусства. Не буду же я экономить
на угощении для гостя, тем более если это последнее угощение в его жизни.
Да и гость, то есть мой кредитор, оказался человеком чрезвычайно приятным.
Так много знал поразительно интересных историй и занимательных случаев и
с таким непередаваемым артистизмом их рассказывал, что я чуть было не забыл
о том, что должен освободить место к приходу казака. Я даже заказал ещё
рёбрышек, дополнительно. И тут вдруг вспомнил, что мне надо срочно идти
в туалет, время поджимало, с минуты на минуту должен был войти казак. Я
даже расстроился, что мы не успеем съесть рёбрышки. Как я уже упоминал,
в тот вечер они были бесподобны. А ещё больше, откровенно говоря, меня огорчило
то, что не придётся мне больше никогда на этом свете общаться с моим сотрапезником.
Я как подумал об этом, то по-настоящему расстроился. В какой-то момент,
хотел даже всё отменить. Что значат, по большому счету, деньги?! А хорошего
человека, в наши дни, найти ой как непросто. Честное слово, хотел всё отменить.
Правда! Но собеседник в это мгновение сказал: “Теперь можно поговорить о
наших делах”. Не скажи он этого, может и отменил бы. А так - шиш. Я извинился
и направился в туалет. Так мне было тяжело на сердце, когда я шёл к той
двери с буквой “М”. А когда услышал выстрелы в зале, то чуть не заплакал
в этой тесной кабине, так мне его стало жалко. И особенно горько мне было
от того, может это покажется странным, что он не съел те рёбрышки, которые
я заказал дополнительно. Последние рёбрышки в его жизни - и не успел. Обидно.
Но дело есть дело. Я взял себя в руки и вышел из туалета.
Я не сразу понял, что произошло, а когда понял, так обрадовался. Вы не поверите,
как я обрадовался. Это словами передать невозможно. Сначала я увидел тело,
лежащее в проходе между столами. Потом, осмотревшись, я отметил, что казаку
удалось уйти. Я сразу понял, что произошло: убытий был одет в серый пиджак,
носил очки и имел седые волосы. На полу лежал труп совершенно постороннего
человека, сидевшего за соседним столиком. А потом я увидел своего нового
приятеля, кредитора, целым и невредимым, и при виде его я просто возликовал.
Я даже хотел ещё чего-нибудь заказать вкусненького, но потом решил, что
в данных обстоятельствах это будет неуместно.
Казак позвонил мне через несколько дней, он хотел получить вторую часть
вознаграждения. Я согласился встретиться с ним и обсудить данный вопрос,
хотя обсуждать было нечего.
После инцидента в ресторане казак решил не появляться в городе, а провести
некоторое время на даче у знакомых. Он утверждал, что человек, увлекающийся
фольклором, должен какое-то время проводить в единении с природой.
И я поехал на встречу с казаком, поехал на электричке. Вообще-то я общественный
транспорт не люблю, но, сами понимаете, чем неприметнее ездишь на подобные
встречи, тем тебе же лучше, если что...
Фольклор, надо сказать, имеет странное свойство, временами он способствует
проявлению в человеке агрессивности. Не всегда, конечно, но в тот день так
оно и вышло. Казак первым начал употреблять различные фольклорные выражения,
я постепенно тоже, и оба мы сделались вдруг под влиянием этого фольклора
ужасно агрессивными.
Казак вытащил ствол и сказал, что они казаки никогда не прощают, если с
ними не расплачиваются за работу, а я сказал, что с казаками может и надо
расплачиваться за работу, но если эта работа выполнена. А если он не смог
выполнить свою работу, или выполнил её формально, а не по существу, то значит
он не казак вовсе, а говно, и никакого отношения к фольклору не имеет. Тут
он выстрелил и попал мне прямо в сердце, но не совсем в сердце, конечно,
а почти. Попади он прямо в сердце, я бы точно не сумел вытащить свою пушку
и пульнуть в него. Я-то точно попал бы ему в сердце, но он немного отклонился,
и я, хоть и попал, но не до конца. Мы сделали ещё по одному выстрелу, а
потом упали на пол и стали умирать. А потом приехали милиционеры и скорая
помощь. Врачи нам сделали операции в очень хорошей клинике, а милиционеры
тоже оказались очень хорошими людьми и за вполне разумные деньги записали
в протоколе, что посторонние грабители ворвались на дачу, где мы пили чай,
и нас застрелили, а пистолеты бросили на месте преступления и убежали.
Их до сих пор ловят, этих киллеров. Но я точно знаю, что не поймают, даже
если над этим делом будет работать весь уголовный розыск страны вместе с
автоинспекцией и пограничниками. А, возможно и поймают, от нашей милиции
можно ждать каких хочешь сюрпризов.
Постепенно всё утряслось. В течение полугода мне удалось решить вопрос с
деньгами и полностью выплатить свой долг. Дела мои пошли в гору, и теперь
многие должны мне, что вселяет некую тревогу и придаёт жизни лёгкий налёт
рискованности.
С кредитором моим, бывшим кредитором, мы очень сдружились. Единственное,
что меня огорчает, это то, что он наотрез отказывается ходить в тот кабак.
Чрезвычайно впечатлительный человек оказался, так что рёбрышки я хожу есть
без него.
Хочу ещё сказать одну вещь.
Может, фольклор - вещь нужная и даже необходимая, спорить не буду, но после
того случая у меня отношения ко всему этому фольклору резко поменялось.
Даже избегаю употреблять идиоматические выражения, так, на всякий случай.
Я фольклор теперь не люблю...
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
![]() | ![]() | ![]() | ||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||
![]() | ![]() | |||||
![]() |
![]() | ![]() | ![]() | |||
![]() | ![]() | |||||
![]() |